В ДОУ ведётся инновационная деятельость по внедрению в практику ДОУ технологий эффективной социализации (ТЭС) дошкольников по Гришаевой Н.П.
Тема инновационной деятельности "Использование технологии эффективной социализации как пространства самореализации ребёнка-дошкольника в системе социальных отношений".
Основные идеи. В стремительно изменяющемся мире важнейшей задачей является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, а одной из важнейших компетенцией является развитые коммуникативные способности: умение коммуницировать о своих идеях, презентовать их, а также умение взаимодействовать и работать в команде, коллективно сотрудничать. Данные навыки можно развить благодаря внедрению современных образовательных технологий: создание системы поддержки детских инициативы, создание условий для самореализации, организации разностороннего опыта общения, вовлечение в социально значимые проекты и вовлечение в обсуждение по вопросам, касающиеся ребёнка.
При апробации инновационных методик и технологий необходимо учитывать также запрос родителей. Технологии эффективной социализации позволяют учитывать разнообразные запросы современных семей: на открытость учреждения, подготовку к школе, воспитание инициативности, коммуникативных навыков, саморегуляции. Данные технологии позволяют включать родителей в жизнь детского сада, знакомить их с современными подходами к воспитанию.
Актуальность выбра тематики. В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена цель обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Главная цель российского образования - «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
В законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнута направленность воспитания на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФОС ДО) в дошкольных образовательных организациях должны быть созданы условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Согласно ФГОС ДО принципами дошкольного образования являются:
-
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в нормативных актах воспитание рассматривается как процесс, направленный на создание условий для социализации ребенка, его личностного развития, поставлена задача «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО).
Внедрение практик личностно-ориентированного взаимодействия, технологий эффективной социализации способствует решению поставленных задач.
Новизна, инновационность. Новизна инновационного образовательного проекта состоит в обогащении опыта педагогов по практическому взаимодействию с детьми, о специфике практик воспитания детей дошкольного возраста с учетом изменяющейся социокультурной ситуации. Предложен новый способ решения задач воспитания дошкольника за счет поддержки детской инициативы.
Образовательный процесс направлен на помощь в приобретении дошкольниками навыков 21-го века (командной работы, коммуникации, управления проектами, генерации идей). Социальная значимость в условиях современного общества. Разработка критериев оценки качества по апробации внедрения модели практик эффективной социализации. Использование современных активных форм организации обучения и воспитания дошкольников.